ИСТОРИЯ СОБОРА

 спас на кровиХрам во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» — это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II. Собор стоит над местом смертельного ранения Государя. Здесь на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова), император был смертельно ранен революционерами-народовольцами 1 марта 1881 года по старому стилю. Трагическое событие, потрясшее всю страну, стало толчком к созданию Храма-Памятника, Храма покаяния народа за убийство своего царя.

александр 2Александр II (1855-1881) вошел в русскую историю как царь-реформатор. Получив страну, ослабленную Крымской войной, в тяжелейшем экономическом состоянии, он был вынужден пойти на масштабные преобразования. Главным делом его жизни стала отмена крепостного права в 1861 году, давшая личную свободу и права российским крестьянам, открывшая путь экономическому развитию России. Именно за освобождение 23 миллионов крестьян Александр II получил прозвание «Царь-Освободитель». Реформы, последовавшие за отменой крепостного права: земская, судебная, военная, народного образования и многие другие затронули все стороны российской жизни. Они запоздали, проводились не всегда последовательно, встречали сопротивление «справа» и «слева», но все равно трудно переоценить их значение для истории России. Развитие промышленности, строительство железных дорог, привлечение всех слоев населения к решению местных проблем, самая прогрессивная в мире судебная система, реорганизация армии, присоединение к России огромных территорий Средней Азии и Кавказа сделали страну действительно великой державой, и во многом позволили обрести международный престиж, отчасти утраченный после поражения в Крымской войне. Освободителем император стал и для балканских народов, за свободу и независимость которых Россия воевала в Русско-турецкой войне 1877-78 гг.

Поступательное развитие страны было прервано усилением революционного движения. Воспользовавшись недовольством части населения, революционеры вступают в борьбу с самодержавием, считая его главным злом для страны и народа. Попытки поднять на борьбу крестьянство не увенчались успехом, «хождение в народ» революционеров провалилось. Организация «Народная воля», возникшая в конце 70-х годов выбирает террор как главный метод борьбы. Народовольцы всерьез полагали, что гибель царя и нескольких высших чиновников вызовет в стране смятение, на волне которого при поддержке рабочих и военных удастся свергнуть самодержавие и установить республиканское правление. Взяв на себя право вынести императору «смертный приговор», они начинают настоящую «охоту» на Александра II. Покушения следуют одно за другим; гибнут ни в чем не повинные люди; власти усиливают репрессии против революционеров, даже пытаются пойти на уступки, но ничто не останавливает цареубийц.

1 марта 1881 года произошло последнее покушение, стоившее жизни Царю-Освободителю. Террористический акт тщательно готовился. Было установлено наблюдение за всеми передвижениями императора. Во время проезда кареты самодержца по набережной Екатерининского канала революционер Н.Рысаков бросил первую бомбу. Взрывом были ранены несколько человек, в том числе смертельные раны получили конвойный казак Александр Малеичев, сопровождавший карету, и находившийся рядом с местом взрыва мальчик разносчик Николай Захаров. Повреждена была задняя стенка императорской кареты, выбиты стекла, но сам царь не пострадал. Александр II отказался сразу покинуть место трагедии. Он отдал распоряжения о помощи раненым, посмотрел на схваченного террориста, и, уже возвращаясь к своей карете, был настигнут вторым взрывом. Другой народоволец, И.Гриневицкий, сумел бросить бомбу прямо под ноги императору. Истекавшего кровью Александра II перенесли в сани и отвезли в Зимний дворец. От полученных ран Царь-Освободитель скончался в 3 часа 35 минут пополудни.

кончина александра 2

 

                      «Александр II на смертном одре». К.Е.Маковский (1881 г.)
Россия была потрясена этим трагическим событием. Надежды «Народной воли» не оправдались – выступлений народных масс не произошло. Место трагедии стало местом паломничества, где стали возноситься молитвы за душу убитого Царя. Верующие ощущали цареубийство как личную трагедию, видя в ней параллель с Евангельскими событиями. Как Царь Небесный Иисус Христос принял мученическую кончину за грехи всех людей, так и Царь земной Император был убит за грехи русского народа. Желание увековечить память о погибшем Царе-Освободителе охватило все слои населения, включая самые беднейшие. По всей России начинают возводиться многочисленные монументы в память об императоре: это и скульптурные памятники, и поминальные стелы, и часовни.

На месте смертельного ранения императора через несколько лет был заложен величественный храм Воскресения Христова на крови, продолживший давнюю традицию русского зодчества возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших.

Инициатором увековечивания памяти убитого императора Александра II выступила Санкт-Петербургская Городская дума, депутаты которой предложили установить над местом ранения Царя-Освободителя часовню.

александр 3

Новый император, сын погибшего, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на создание проекта храма над местом трагедии. 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала освящается деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л.Н.Бенуа на средства купца И.Ф.Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году (потом ее перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали).

часовня                                  

Временная часовня на Екатерининском канале
В первом конкурсе на создание проекта мемориального храма приняли участие виднейшие петербургские архитекторы: А.И.Томишко, И.С.Китнер, В.А.Шретер, И.С.Богомолов и др. Большинство проектов были созданы в «византийском стиле». Но Александр III, рассмотрев избранные варианты, не утвердил ни одного из них, так как, по его мнению, они не отвечали характеру «русского церковного зодчества». Он выразил пожелание, «чтоб храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле», и что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела». Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но и памятником российскому самодержавию вообще.

проект игнатий-парлад.3проект игнатий-парлад.2проект игнатий-парлад.1  

Совместный конкурсный проект архимандрита Игнатия и А.Парланда
За первым конкурсом последовал второй. 28 апреля 1882 г. Комиссия приступила к отбору лучшей работы. Высочайшее одобрение получил совместный проект архимандрита Игнатия (И.В.Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, и архитектора А.А.Парланда. Именно этот проект удовлетворял все требованиям нового императора. Однако окончательный проект был утвержден лишь в 1887 году, после внесения А.А.Парландом ряда корректировок, значительно изменивших первоначальный облик храма.

Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил архимандрит Игнатий. Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение храма Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти, утверждалась связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Место смертельного ранения Царя-Освободителя должно было восприниматься как «Голгофа для России». Этот образ лучше всего раскрыл в своем стихотворении А.А.Фет:

«1 марта 1881 года»

День искупительного чуда,
Час освящения креста:
Голгофе передал Иуда
Окровавленного Христа.

Но сердцеведец безмятежный
Давно, смиряяся, постиг,
Что не простит любви безбрежной
Ему коварный ученик

Перед безмолвной жертвой злобы,
Завидя праведную кровь,
Померкло солнце, вскрылись гробы,
Но разгорелася любовь.

Она сияет правдой новой.
Благословив ее зарю,
Он крест и свой венец терновый
Земному передал царю.

Бессильны козни фарисейства:
Что было кровь, то стало храм,
И место страшного злодейства
Святыней вековечной нам.

Собор Воскресения Христова был торжественно заложен 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы: императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. В честь этого события была выбита медаль, которую по традиции вместе с закладной доской заложили в основание будущего престола. Церемониал освящения был составлен самим архимандритом Игнатием (Малышевым).

Первый камень положил лично император Александр III. Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади.

Хотя окончательный проект храма к 1883 году еще был не утвержден, строительство началось. Строился собор 24 года. Его смета составила 4 606 756 рублей (из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное составили пожертвования от императорской фамилии, государственных учреждений и частных лиц). Строительство осложнялось близостью канала. Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга было применено бетонное основание под фундамент, вместо традиционной забивки свай. На мощном сплошном фундаменте из путиловской плиты возводят кирпичные стены.

Одновременно идет наружная облицовка, отличающаяся повышенной декоративностью и сложностью исполнения. Стены храма облицованы красно-коричневым кирпичом из Германии, беломраморные детали выполнены из эстляндского мрамора; особую нарядность храму придают поливные изразцы и цветная черепица работы фабрики Харламова. В 1894 году сомкнули своды купола, в 1896 на Петербургском Металлическом заводе были выполнены металлоконструкции каркасов девяти глав собора. Покрытие глав четырехцветной ювелирной эмалью специальной рецептуры не имеет аналогов в русской архитектуре. Эта уникальная работа была выполнена фабрикой Постникова.

6 июня 1897 года состоялось торжественное поднятие креста высотой 4,5 метра на центральную главу храма. Совершил молебен и освятил крест митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий. Но строительство продолжалось еще 10 лет. В основном велись отделочные и мозаичные работы. Архитектура храма Воскресения относится к позднему этапу развития «русского стиля» XIX века (одного из стилистических направлений эклектики). Архитектор А.Парланд создал оригинальное сооружение, вобравшее все самое лучшее и выразительное из арсенала русского зодчества допетровской Руси. Архитектурный образ храма навевает воспоминания о московских и ярославских церквях XVI –XVII веков. В качестве прообразов «Спаса на крови» специалисты называют московские храмы Троицы в Никитниках и Троицы в Останкине, ярославские храмы: Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове и другие. В основе композиции собора – компактный четверик, увенчанный пятиглавием. Центральные главы узорами напоминают главы московского Покровского собора (больше известного как храм Василия Блаженного) – одного из символов России. Но покрытие этих глав ювелирной эмалью совершенно уникально. Высота центральной шатровой главы 81 метр (высота колокольни Ивана Великого в Москве). С востока три полукруглые алтарные апсиды завершаются золочеными главками. С запада к основному объему примыкает колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Высота главы колокольни 62,5 метра. Именно колокольня выделяет само место трагедии, находящееся внутри храма. Над луковичной главой колокольни воздвигнут высокий крест, завершающийся императорской короной. По народным поверьям на крестах православных церквей невидимо стоят Ангелы, переносящие молитву, творимую в храме, к Престолу Всевышнего и поэтому под главой колокольни были выбиты слова, взятые из молитвы св. Василия Великого: «Сам, Бессмертный Царю, прими моления наша…и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами…». С западной стороны колокольни, под золотым навесом, находится мраморное Распятие с мозаичным образом Спасителя, отмечающее снаружи храма место смертельного ранения императора. По сторонам от Распятия размещены иконы: св. Зосимы Соловецкого, в день памяти которого родился Александр II (17 апреля по ст.стилю); и св.муч. Евдокии, в день памяти которой император принял мученическую смерть (1 марта по ст. стилю). В убранстве колокольни многократно подчеркивается мемориальный характер сооружения: над полукруглым окном мозаичная икона Александра Невского, небесного покровителя Александра II; в кокошниках – небесные покровители императорской семьи. Поверхность колокольни, ниже карниза, покрыта изображениями гербов городов и губерний, представляющих всю Россию, скорбящую об убийстве Царя- Освободителя. Основные события царствования Александра II высечены на досках красного гранита в нишах ложной аркады, размещенной в нижней части стен фасада. Двадцать досок повествуют о судьбе императора и его преобразованиях.Входы представляют собой два сдвоенных крыльца под общим шатром, прикомпанованных к колокольне с севера и юга. Шатры, покрытые цветной черепицей, венчают двуглавые орлы, в тимпанах крылец — мозаичные композиции по оригиналам В.М.Васнецова «Страсти Христовы». Войдя внутрь собора, мы сразу же оказываемся рядом с местом трагедии — фрагментом набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью. Сень, вырезанная русскими мастерами камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из русской алтайской и уральской яшмы; балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре – из уральского родонита. За золоченой решеткой с императорской короной виднеются булыжная мостовая, плиты тротуара и решетка канала – место, где упал смертельно раненый император. Сюда приходили и приходят люди, чтобы помолится о душе Царя-Освободителя. Рядом с памятным местом и сейчас проводятся панихиды.

сень

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II

Интерьер собора имеет неповторимый облик – это удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства. Стены и своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром — это и священные изображения, и многочисленные орнаменты. Площадь мозаичного убранства составляет более 7 тысяч квадратных метров! В России, да и в Европе храм занимает первое место по количеству мозаик. Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.

В 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик. В нем участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», итальянские фирмы «Сальвиати» и «Societa Musiva» и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем. Представленные ее мастерами образцы устроили членов Комиссии, как по техническим, так и по художественным достоинствам, и особенно по срокам изготовления мозаик. Все монументальные мозаики на стенах и сводах собора были выполнены этой частной мозаичной мастерской. Академии художеств доверили набирать только станковые иконы для иконостаса и киотов. Немецкой фирме «Пуль и Вагнер» заказали четыре мозаики для боковых частей иконостаса.

В мастерской Фролова мозаики набирали «обратным», или «венецианским» способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты (цветного стекла). Готовую мозаику окружали рамой, и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция «добиралась» уже прямым способом набора. Основу художественного метода составляли упрощение живописного рисунка, лаконизм цветового решения и четкость светотеневых ограничений. Декоративность такой мозаики в большей степени, чем мозаики, выполненной «прямым способом», зависела от оригинала, предоставленного художником. Прототипом подобного письма служила фресковая живопись новгородских и ярославских храмов XVII века.

Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной манерой. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.

Размещение изображений строго продумано — оно отражает и мемориальный характер собора, и его посвящение Воскресению Христову. В центральной части храма на синих фонах стен – представлен земной путь Спасителя: от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, изображенных на иконах северной стены. Восточная часть выделена золотыми фонами. Над алтарем размещен образ «Спас в силах» или «Христос во славе», удивительная мозаика, по эскизу иконописца Н.Н.Харламова. Мозаика показывает Господа во всей полноте Его силы и славы, таким, каким Он явится в конце времен, чтобы судить живых и мертвых. Окружают Господа Небесные силы: Серафимы с огненными крыльями, Херувимы – с зелеными; с четырех сторон от Христа крылатые символы Евангелистов. Выразительная и лаконичная икона, прекрасно вписывается в алтарную апсиду и сразу приковывает взгляд. При парадном освещении и в солнечные дни образ излучает мощное золотое свечение. Фоны набраны золотой смальтой – канторелью, содержащей тонкие пластинки сусального золота внутри стекла.

спас в силах                                                 Спас в силах или Христос во славе

В алтаре всю поверхность восточной апсиды занимает огромная мозаичная икона «Евхаристия», созданная также по эскизу Н.Н.Харламова. В центре на возвышении изображен сам Христос, торжественно подающий Святые Дары. По сторонам от него Ангелы, держащие рипиды, и апостолы, торжественно шествующие к Причастию. При открытых Царских вратах виден лишь центр композиции – Христос и принимающие Святые Дары склонившиеся первоверховные апостолы Петр и Павел.

евхаристия                                                             

Евхаристия
В полукружиях боковых апсид над иконостасом: справа – «Вознесение Христово», слева – «Сошествие Святого Духа» (обе иконы по эскизам В.В.Беляева).

В центре собора, в полусфере, перед алтарем излучает золотое свечение мозаика «Преображение Господне». Христос, преобразившийся перед Своими учениками, изображен в центре, в лучах блистающего света. По сторонам от Него пророки – Илия и Моисей. Внизу, закрываясь от нестерпимого сияния – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, взошедшие с Господом на гору. Набрана икона по эскизу Н.Н.Кошелева.

преображение                                                         

Преображение Христово
Изображение Благовещения — на двух столпах-пилонах перед солеей (это икона создана по эскизу архитектора А. А.Парланда). На четырех центральных подкупольных пилонах размещаются иконы святых: пророков, апостолов, праведников, мучеников, преподобных. Лики святых помещены и на выступах стен и на арках. В центральном барабане купола в круглых медальонах находятся 16 изображений небесных покровителей императорского дома. В своде главного барабана – лик Христа Пантократора, что в переводе с греческого означает Вседержитель. Господь на мозаике по эскизу Н.Н.Харламова изображен оплечно, с руками поднятыми в благословляющем жесте. Евангелие перед ним раскрыто на словах «МИР ВАМ». Обрамляют лик Спасителя образы Серафимов и Херувимов. Их сомкнутые крылья создают изящный узор. Композиция образа схематична, решена широко и декоративно. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Силуэт Спасителя выделяется на темно-синем фоне. Лик Господа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необыкновенно выразителен и напоминает византийские образцы.

пантократор                                                      

Христос Пантократор
По канонам византийской иконописи созданы Харламовым мозаики для малых плафонов «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель» и «Богоматерь». Эти сравнительно небольшие по размеру работы отличаются ясным и точным рисунком мозаичного набора, особой одухотворенностью и монументальностью. Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, где находится место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и других, исполненных по оригиналам В.В.Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя. Скорбное место — сень — освещено окном на западной стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем — символом Святого Духа. Окно фланкируют изображения Ангела Хранителя погибшего императора и св. князя Александра Невского, его небесного покровителя. Два воина — небесный и земной — застыли на карауле у места смертельного ранения царя. Мозаики у места трагедии, также как и в алтарной части, набраны на золотых фонах. Вечером заходящее солнце освещает западную часть собора и отсюда исходит мягкое свечение.

невский-ангел

Св. князь Александр Невский и Ангел Хранитель погибшего императора
В отличие от монументальных изображений на стенах и сводах собора, исполненных мастерами Фролова, мозаичные иконы иконостаса и киотов — станковые произведения. Они исполнялись мозаичистами Императорской Академии художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» и набраны так называемым «репродукционным способом», позволяющим копировать живописный оригинал с сохранением всех его цветовых нюансов. Центральные местные иконы иконостаса «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» набраны в мозаичной мастерской Академии Художеств по живописным оригиналам В.М.Васнецова. Художник, прославивший себя росписями Владимирского собора в Киеве, картинами на сказочные и былинные сюжеты, согласился создать всего несколько произведений для Спаса на крови. Образы, созданные В.М.Васнецовым, поражают величием и одновременно особой одухотворенностью. Спаситель изображен на царском троне как Царь и Судия, но взор Его преисполнен любви и сострадания к людям. Пресвятая Богородица, Царица Небесная также восседает на троне — сколько нежности, теплоты, грусти в Ее лице. Тень тревоги коснулась и лика Богомладенца. Мягкий колорит икон построен на сочетании тонов вторящих теплоте и задушевности образов. Четкие контуры и локальные цвета придают иконам монументальность.

богородица     спаситель

Пресвятая Богородица        Спаситель
Справа от Спасителя храмовая икона «Сошествие во ад». Иконография образа передает смысл Воскресения Христова – освобождение людей от уз греха и смерти. М.В.Нестеров, автор живописного оригинала, следует древнерусскому канону. В центре в сияющей мандорле и белых одеждах изображен Христос. Свет, окружающий его, противопоставлен темноте вокруг. Господь правую руку подает Адаму, слева от Него — Ева. По сторонам виднеются фигуры ветхозаветных царей и праведников, орнаментальный фон создают крылья бесплотных Сил Небесных, внизу – поверженные врата ада и языки пламени. Нежные тона иконы, изысканность линий и экспрессия сродни стилистике модерна. Образ набран в Академии художеств репродукционным методом, передающим все оттенки и цветовые переходы.

С другой стороны иконостаса, слева от образа Богородицы, размещена икона «Вознесение Господне» по оригиналу М.В.Нестерова. В основе также лежит древняя иконография, выполненная в современной для художника манере. Нестеров создает эскизы и для изображений в кокошниках иконостаса: «Ветхозаветная Троица» и «Христос по дороге в Эммаус».

    вознесение       cошествие во ад

 Вознесение Христа                     Сошествие во ад
Невысокий одноярусный иконостас храма Воскресения является шедевром камнерезного искусства. Он выполнен по эскизу архитектора А.А.Парланда из итальянского мрамора генуэзской фирмой Нуови. Мрамор тонко подобран по цвету, темные тона нижней части переходят в светлые наверху. Создается ощущение легкости и возвышения. Ажурная резьба иконостаса напоминает резьбу по дереву и поражает виртуозностью и разнообразием. Орнаментика архитектурных деталей пронизана символами, рожденными представлениями о вечном Эдеме, растительные узоры напоминают о райском саде. Три больших кокошника венчают иконостас, над ними пока не установлены кресты, утраченные в советское время. Кресты украшали граненые кристаллы хрусталя и сейчас планируется их воссоздание. Пострадал и уникальный итальянский мрамор иконостаса. В левом нижнем углу, рядом с табличкой, можно увидеть, в каком состоянии он был до начала реставрации.

В центре иконостаса находятся царские врата, недавно заново созданные и возвращенные на свое место. Их краткое описание представлено Парландом в Отчете о строительстве храма: «Царские врата – из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону и с эмалевыми же изображениями 4 Евангелистов и Благовещения (исполнены по рисункам архитектора строителя) — дар Петербургской Купеческой Управы». В советское время их великолепное убранство было полностью утрачено. Воссоздание царских врат произведено петербургскими мастерами на средства выделенные музеем. Л.А.Соломникова — автор уникальной рецептуры современной эмали и ее палитры. В.Ю.Никольский руководил реставрационными работами по металлу. Почти восемь лет ушло на эту сложную и кропотливую работу.

13 марта 2012 года Царские врата храма Воскресения Христова были установлены на историческое место и 14 марта торжественно освящены епископом Гатчинским Амвросием.

Фланкирующие столбики Царских врат украшают 12 мозаичных икон «Афонских святых», изготовленых в 1861 году в мозаичных мастерских Академии художеств. Это уникальные иконы из мелких столбиков «тянутой смальты» по рисункам с оригиналов, находящихся в одном из монастырей на горе Афон (отсюда и название – «афонские святые»). Изначально их собирались разместить в убранстве ковчега-дарохранительницы в будущем храме Христа Спасителя. Но в 1884 году Александр III передал иконы в строящийся храм Воскресения в Санкт-Петербурге. Из 12 икон сохранились только 4 – св.Прокопий, св.Димитрий, св.Евграф, св.Диомид. Они сильно пострадали в советское время и были в ужасающем состоянии. 8 из 12 икон были утрачены, и их пришлось воссоздавать: это иконы свв.Леонтия, Меркурия, Иакова Персидского, Пантелеймона, Георгия, Никиты, Феодора и Мины Египетского. Автор уникальной реставрационной методики – Игорь Лаврененко. Почти двадцать лет кропотливой работы по реставрации и воссозданию икон завершились в 2013 году и сейчас мы имеем возможность любоваться этими дивными образами.

Боковые нефы собора завершаются двумя большими каменными киотами, отделяющими клиросы от основного объема здания. В Спасе на крови киоты представляют собой сплошную стенку, выполненную из резного камня. В настоящее время в киотах сохранились лишь 2 иконы, по одной с каждой стороны.

В левом северном киоте — икона Святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра II, набранная по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Художник создал проникновенный образ молящегося князя, склонившегося перед иконой Богоматери, над которой выложены слова из Писания «Не в силе Бог, а в правде». Святой князь изображен в латах, но на доспехи накинут плащ, щит и меч положены к подножию Богородичной иконы. Александр Невский погружен в молитву, в руке его — горящая красная свеча. Икона поразительно подобрана по цвету, передан и блеск доспехов князя, и горение свечи. Это одна из самых филигранных по технике набора икон, набранная в мозаичной мастерской Академии художеств «прямым» или «римским» способом. В этом случае изображение набиралось из небольших кубиков смальты, обладающих богатой палитрой цветовых оттенков.

Лицевая поверхность мозаики шлифовалась, полировалась, и в итоге готовое изображение почти не отличается от живописного оригинала. В правом южном киоте – икона Воскресения Христова, также по оригиналу М.В.Нестерова. На этой иконе Господь изображен воскресшим, выходящим из гроба в светлом одеянии, в одной руке Крест – символ крестных страданий, другая – поднята в благословляющем жесте.

         невский        воскресение

 Св. князь Александр Невский   Воскресение Христово
Над гробницей надпись: «Где Ты Смерти Жало, где Ты Ада Победа». Создана икона по эскизу Михаила Нестерова и представляет собой западный вариант иконографии Воскресения Христова, пришедший на Русь из Европы в 17 веке. Подобно образу св. князя Александра Невского, она была исполнена в мозаичной мастерской Академии Художеств «прямым» способом набора. Ее нежные светлые краски, потрясают изысканными тональными переходами, создают полное впечатление имитации масляной живописи и созвучны стилистике модерна.

К сожалению, не сохранились остальные 14 икон, заполнявших ниши киотов. Эти иконы, преподнесенные в дар собору во время строительства, не были мозаичными. Их оклады были выполнены из серебра, украшены эмалью, позолотой и жемчугом. Иконы были изъяты в 1920-е гг. и судьба их сегодня, к сожалению, не известна. Пока эти ниши пустуют.

Киоты являются образцами прекрасной работы русских камнерезов Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик. Выбор камней, из которых создавали киоты, не случаен. Эти же камни — зеленая ревневская яшма и розовый родонит — были использованы для создания надгробий над могилами императора Александра II и его жены Марии Александровны в Петропавловском соборе.

Для украшения киотов применялась яшма и других сортов — палевая аушкульская – для креста и ажурного орнамента наверху, яркая пестроцветная орская яшма — для узорчатых колонок и пластинок в центре киота. Выполненные с необыкновенным мастерством узоры киотов перекликаются с мозаичными орнаментами храма.

Орнаментика храма проникнута христианской символикой. Стебли и листья, цветы и бутоны создают ощущение светлой радости и надежды на Воскресение, что как нельзя лучше соответствует названию храма. Эскизы более 80 неповторяющихся орнаментов исполнены архитектором А.А.Парландом и художником А.П.Рябушкиным.

Каменное убранство собора поражает разнообразием. В интерьере Спаса на крови широко применялись не только камни российских месторождений, но и привезенные из Италии. Цокольная часть стен облицована итальянским серпентинитом или змеевиком, названным так за схожесть его рисунка с узорчатой змеиной кожей.

Пол храма, площадью свыше 600 кв.м выложен из разноцветного итальянского мрамора более чем 10 сортов. Он был выполнен по рисунку А.А.Парланда в генуэзской мастерской Джузеппе Нови, а собран на месте российскими мастерами. Толщина пластинок цветного мрамора – около 5 мм.

Нижняя часть пилонов храма облицована украинским камнем – черным лабрадоритом. Он обладает уникальным свойством иризации — радужного свечения, идущего словно бы из глубины камня. Каменное и мозаичное убранство взаимно дополняют друг друга и создают уникальный ансамбль храма, проникнутого идеей преодоления смерти Воскресением.

Спас на крови, возведенный на месте убийства императора Александра II, был торжественно освящен 19 августа 1907 года по старому стилю. Чин освящения проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). На освящении присутствовал последний российский император Николай II и императрица Александра Федоровна, ныне причисленные к лику святых. Сразу же после освящения, в полдень, была отслужена первая торжественная литургия.

Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.

В отличие от приходских церквей, в этом храме до 1918 года не исполнялись требы, как не соответствующие его статусу. Службы же велись ежедневно, с обязательной заупокойной литией.

Первоначально причт Спаса на крови состоял из восьми человек: настоятеля, ключаря, священника, дьякона и четырех псаломщиков. Первым настоятелем собора с 1907 по 1923 год являлся профессор Духовной Академии протоиерей П.И.Лепорский. Его сменил протоиерей В.М.Верюжский (1923-1929). Последним же настоятелем стал протоиерей А.Е.Советов (1929-1930).

Построенный на месте смертельного ранения императора Александра II, в послереволюционный период Спас на крови в определенной мере повторил судьбу царя-мученика. В 1917 году прекратилось поступление казенных денежных средств на содержание храма, в связи с чем, настоятель, Петр Лепорский, обратился к жителям Петрограда с предложением объединиться вокруг храма и по мере сил и возможностей разделить заботу о поддержании в нем благолепия.

По указу Народного комиссариата в марте 1918 года храм Воскресения и его сокровища перешли под управление и охрану Комиссариата народных имуществ Республики. В конце мая 1918 года комиссариат устанавливает свой штат служащих в храме, а в январе 1920 года передает его на условиях полного содержания церковной двадцатке, сделавшей Спас на крови обычной приходской церковью.

К сожалению, в это время весьма скудные пожертвования прихожан не могли покрыть эксплуатационные нужды здания. В здании не было отопления даже в зимний период.

В 1920-е годы Спас на крови, как и почти все русские храмы подвергся разграблению, лишившись большей части своих богослужебных предметов. С 1921 по 1923 год комиссия по изъятию церковных ценностей неоднократно проводит конфискацию церковного имущества в соборе и его ризнице (оклады, лампады, подсвечники, ризы, дискосы, ковчеги для святых даров, три напрестольных Евангелия, отличавшихся необычайным богатством оформления).

В 1922 году под давлением новой власти эксперты Академии истории материальной культуры объявили храм типичным памятником упадка русской архитектуры конца 19 века, не представляющим ни художественной, ни исторической ценности. Таким образом, его можно было беспрепятственно грабить.

В 1920-е годы храм неоднократно менял подчиненность. С июля 1922 по июль 1923 года, храм, будучи приходским, относился к Петроградской автокефалии. Затем, с 5 июля по 9 августа 1923 года им завладели «обновленцы» — просоветски настроенное духовенство. С августа 1923 по декабрь 1927 года храм Воскресения Христова являлся кафедральным городским собором. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на крови был центром «Истинно-Православной Церкви» или «иосифлянства» – течения в Русской Церкви, возглавлявшегося митрополитом Иосифом (Петровых), непримиримо относившимся к вмешательству советских властей в церковные дела и разорвавшим каноническое общение с патриаршей церковью. Советские власти рассматривали деятельность иосифлян как контрреволюционную, хотя изначально «иосифлянский раскол» не имел никакой антиправительственной или антигосударственной окраски.

В итоге лидеры иосифлян, в том числе настоятель Спаса на крови Василий Верюжский и многие прихожане были арестованы. В декабре 1930 года организован судебный процесс для обезвреживания «монархической контрреволюционной церковной организации, направленной на свержение советской власти». Число осужденных составило 132 человека. Судьба их трагична, почти все они, как и митрополит Ленинградский Иосиф были или расстреляны или приговорены к большим срокам концлагерей.

30 ноября 1930 года президиум ВЦИК выносит постановление о закрытии Спаса на крови. Здание храма снимают с учета в Главнауке, а в январе 1931 года все его 14 колоколов отправлены в переплавку. Предполагалось, что здание храма будет снесено, поэтому собор временно использовался как склад.

Еще в конце 1930 года здание Спаса на крови было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев для культурно-просветительских нужд, и в 1934 году Общество организует здесь экспозицию, посвященную событиям 1 марта и истории народовольческого движения. Правда, эта выставка просуществовала всего несколько месяцев.

В это же время Комитет по охране памятников революции и культуры дал свое согласие на уничтожение Спаса на крови. Активная подготовка к ликвидации здания началась в 1941 году и была приостановлена только в связи с началом войны.

Во время блокады Ленинграда, в Спасе на крови размещался один из моргов нашего города. Собор пострадал из-за обстрелов, и следы повреждений сохранены на одной из мемориальных досок южного фасада. Большой артиллерийский снаряд попал в главный купол храма, не разорвался и пролежал между сводами почти двадцать лет. Рискуя жизнью, его обезвредил сапер Виктор Демидов в 1961 году. После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться — после войны к «непрофильной» эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага. Еще один критический момент в судьбе храма — 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Начиналась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.

                            стелла южного фасада                                         

Мемориальная доска южного фасада
Только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение №535 «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови». Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.

Началось многолетнее восстановление храма. Собор строили 24 года, а реставрационные работы продолжались 27 лет – их основной этап завершился только в 1997 году. Собор реставрировали и снаружи и внутри. Пришлось делать новую систему гидроизоляции, прокладывать новые коммуникации.

Поврежденные кресты, эмалевые купола, черепицу, облицовку фасадов реставрировали ленинградские мастера. Мозаику, на загрязненной поверхности которой были сколы, повреждения, частичные выпадения смальты, возрождала бригада талантливого реставратора Виктора Шершнева. Работа продолжалась 14 лет. Вся мозаика площадью 7000 кв.м промывалась, налет грязи счищался щетками, скальпелями и ластиками, места осыпания добирались.

Значительно пострадало каменное убранство храма. Больше всего был поврежден итальянский мрамор и серпентинит. Необходимо было не только вернуть камню первоначальный внешний вид, но и воссоздать утраченные детали. Все трещины и сколы тщательно заделывались мастикой в цвет камня, а затем мрамор вновь подвергался шлифовке и полировке. С этой работой замечательно справились ленинградские и уральские специалисты.

19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт как музей. В настоящее время он имеет статус государственного музея в составе ГБУК ГМП «Исаакиевский собор».

Возрождается духовная жизнь храма-памятника. 23 мая 2004 года храм заново освящен, и в нем состоялась первая Литургия, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). 19 сентября 2010 года в храме начались регулярные богослужения, которые возглавлял игумен Мстислав (Дячина), нынешний епископ Тихвинский и Ладожский. Теперь Литургии совершаются каждое воскресенье, по великим и двунадесятым праздникам. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Сергий (Куксевич), секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления, благочинный Центрального округа.

Глубоко почитается в соборе память императора Александра II. В день его трагической кончины 14 марта (1 марта по старому стилю) совершается архиерейское богослужение с особым поминовением убитого Государя. После каждой божественной литургии, как правило, служится поминальная лития по императору.

Список использованной литературы

1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Петербурга // Т.1. СПб, 1994г.
2. Бутиков Г.П. Храм-памятник «Спас на крови» // СПб, 1996г.
3. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи // М., 1953г.
4. Второе рождение «Спаса на крови». Художественный альбом // СПб, 2007г.
5. Заметка о мозаике. Первая частная мозаичная мастерская Фролова: 1890-1900гг. // СПб, 1900г.
6. Зеленченко В.А. Научная реставрация сени музея-памятника «Спас на крови». Музеи России: поиски, исследования, опыт работы // СПб, 1996г., с. 30-33.
7. Кириков Б.М. Архитерктура Петербурга конца XIX – начала ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм // СПб, 2006г.
8. Корольков Н.Ф. Храм Воскресения Христова (что на крови) на месте смертельного поранения императора Александра II // СПб, 1910г.
9. Лебедева Е.А. Петроград и его святыни // СПб, 1993г.
10. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России // М.: Совпадение, 2000г.
11. О конкурсе на составление проекта храма, предназначенного к сооружению на месте, где был смертельно ранен в Бозе почивший император Александр II // Неделя строителя, 1882г., №14-17.
12. Нагорский Н.В. «Спас на крови». Храм Воскресения Христова // СПб, 2004г.
13. Парланд А.А. Храм Воскресения Христова, сооруженный на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II на Екатерининском канале в С.-Петербурге // СПб, 1907г.
14. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга // СПб, 1995г.
15. 1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II. Сост. В.Е.Кельнер // Л.: Лениздат, 1991г.
16. Покровский Н. Выставка эскизов и картонов для мозаик Храма Воскресения Христова в С.-Петербурге // Церковный вестник 1900г., №18, с. 578-580.
17. Санкт-Петербургская панорама // 1993г., № 5, с. 20-35 (статьи о храме Воскресения Христова).
18. Сборник конкурсных проектов Храма на месте покушения на жизнь Императора Александра II // Зодчий, 1884г. (выпуск не нумерован).
19. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование // М., 1996г.
20. Толмачев Е.П. Александр II и его время // М., 1998г.
21. Трагедия реформатора: Александр II в воспоминаниях современников // СПб, 2006г.
22. Царские врата Спаса на крови. Руководитель проекта Н.Буров // СПб, 2013г.
23. Черепнина Н.Ю., Шкаровский М.В. Справочник по истории православных монастырей и соборов Санкт-Петербурга 1917 – 1945 гг. // СПб, 1996г.
24. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской православной церкви // СПб, 1999г.
25. Флайер Майкл С. Церковь «Спаса на крови». Замысел – воплощение – осмысление // Иерусалим в русской культуре. М., 1993г.
26. Фокина Л.В. Орнамент // Ростов-на-Дону, 2006г.
27. Храмы Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель // СПб, 1992г.
28. Царское слово о сооружении церкви на месте злодейского преступления 1 марта // Странник 1881г., март, с. 577-578.